Северо-Западная академия государственной службы. История СЗАГС: прошлое и настоящее
Светлое прошлое
Нет надобности описывать структуру советских образовательных учреждений, занимавшихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации руководителей и кадрового резерва государственного аппарата СССР и Союзных республик, крупных производственных предприятий и объединений. Заметим лишь, что долгое время обучение управленцев управлению подменялось изучением идеологических постулатов, как будто с помощью заклинаний можно руководить гигантской страной. Однако руководили - с переменным успехом. Лишь в период перестройки страна словно бы спохватилась.

В конце 80-х последовала серия правительственных распоряжений и постановлений, в результате которых на базе Института управления народным хозяйством, Института повышения квалификации (они входили в Академию народного хозяйства) и их многочисленных региональных, отраслевых и межотраслевых двойников была сформирована система "подпитки" руководящих кадров (главным образом, высшего звена) новейшими по тому времени знаниями по части финансовой политики, планирования, методов хозяйствования в условиях перехода советской экономики на самофинансирование. Наиболее прогрессивное достижение тогдашних образовательных технологий в сфере управления - программно-целевая система, которая "сортировала" слушателей с учетом уровня их подготовки и профессиональной специфики.

От кадрового центра до Академии
У идеи профессиональной подготовки государственных служащих появился новый шанс. По Распоряжению Президента РСФСР Б. Н. Ельцина в 1991 году учебные здания бывших Высших партийных школ вместе со штатом квалифицированных преподавателей были переданы системе правительственных кадровых центров (Роскадры) для подготовки и переподготовки чиновников и специалистов рыночной экономики. Так в стенах Таврического дворца появился Северо-Западный кадровый центр (СЗКЦ). Но дворец вскоре отдали Межпарламентской ассамблее СНГ вместе с вузовскими общежитиями, бюджет урезали. СЗКЦ вынужден был в режиме свободной конкуренции доказывать свою нужность и дееспособность. И доказал.

С 1995 года - это Северо-Западная академия государственной службы в президентской структуре РФ, имеющая результативные контакты с основным заказчиком - органами государственной власти.
С 1996 года - это уже и наука.
С 1997 года - это три учебных корпуса, авторитет в регионе, первые зарубежные связи.
С 2001 (юбилейного) года - это солидная сеть филиалов в Северо-Западном федеральном округе, первый крупный исследовательский проект с зарубежными партнерами (Германским фондом международного развития) и приоритеты на рынке подготовки и переподготовки чиновников в регионе.

Структура и реформы
Итак, создание системы профессиональной подготовки чиновников в России можно считать свершившимся фактом. Российская академия государственной службы (РАГС), действующая при Президенте, - учредитель и в некотором роде опекун региональных академий, существующих в каждом из семи федеральных округов.

В свою очередь региональные академии имеют свои филиалы в наиболее значимых городах. Вся территория России охвачена большими и малыми центрами образования стратегического назначения. Через них решаются проблемы кадрового обновления, профессиональной "заточки" органов власти в центре и на местах.

У региональных академий общая судьба. Они были одновременно организованы, прошли одни и те же этапы преобразований, переподчинений, переименований. И сегодня все участвуют в президентской административной реформе. Но человеческий фактор всегда вносит свои поправки. Поэтому у 13-летней гонки региональных вузов есть несомненный лидер - СЗАГС. 13 филиалов, 21,5 тыс. студентов и 3 тыс. слушателей, 60% регионального рынка подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. И самый большой пакет заказов от администрации Президента на проведение актуальных научных исследований.

Бренд Академии сегодня формулируется как классическое образование, соединенное с инновационными технологиями. В сущности, инновацией справедливо было бы назвать прежде всего переход от характерного для советского времени информационно-сообщающего обучения к моделирующему.

Но на самом деле речь идет об участии СЗАГС в эксперименте по дистанционному обучению государственных и муниципальных служащих. С помощью компьютерных технологий происходит интенсификация и индивидуализация учебного процесса. К тому же обучаемый приобретает совсем иную степень свободы, сам выбирает время, место, способ получения учебного материала - от кейс технологий до сетевых.

Внедрением новых форм обучения занимается группа ученых вместе с центром новых образовательных технологий (ЦНОТ). По их мнению, они применимы во всех десяти вузовских специальностях в области экономики, юриспруденции, политики, PR, социальной сферы. Однако при всех плюсах технических инноваций, которые уже востребованы частью слушателей, было бы обидно отказываться от возможности живого общения преподавателя со студентами. В Академии, пускаясь в эксперименты, не забывают старую истину о необходимости сохранения здорового консерватизма образования даже в период бурных перемен.
 
199178 Россия, Санкт-Петербург
Средний пр., В.О., д.57
Тел./факс (812) 321-69-45
E-mail: [email protected]